Мы все часто видим различную рекламу организаций, занимающихся оказанием помощи инвалидам, детям сиротам и животным. На улицах промоутеры раздают листовки с призывами помочь привести в порядок угасающую природу, в вагонах метро мелькают плакаты с текстами «давайте спасем детей с редкими заболеваниями». Так уж сложилось в нашем обществе, что большинство людей не доверяют благотворительным фондам или просто не верят в их честную деятельность.
Разбирать, почему возникли такие стереотипы, мы не будем, хотя это и так очевидно – среди подобных компаний действительно много мошенников, поэтому люди уже в них просто не верят. О том, как создаются благотворительные фонды, мы уже писали. Сегодня поговорим о том, как они зарабатывают. Ведь такие организации – это тоже бизнес, хотя и носит звание «некоммерческой деятельности».
Благотворительные организации – компании со статусом юридического лица, осуществляющие некоммерческую деятельность. По закону, 70-80% всех средств, полученных от свободных пожертвований, такие фонды обязаны потратить на свою основную некоммерческую цель – собственно, помощь нуждающимся, реставрацию исторических зданий, улучшение экологии и так далее. Направленностей у благотворительности много. Оставшиеся 20-30% (цифра неточная, так как в разных странах этот процент бывает различаться) организация в праве тратить на саму себя. То есть, на заработную плату сотрудникам, на содержание офиса, на рекламные нужды и так далее. Получается, что чем больше компания получит пожертвований, тем крупнее сумму она сможет забрать себе. И абсолютно в её интересах привлекать как можно больше денег от населения.
В обороте крупных благотворительных фондов, решающих различные социальные проблемы, и которым периодически помогают успешные бизнесмены, находятся серьезные суммы. И сотрудники таких организаций могут получать вполне неплохие заработные платы, уже не говоря об основателях и руководителях. Иногда они пользуются различными ухищрениями, чтобы получить как можно больше пожертвований. Это либо откровенное мошенничество или уловки, которые вводят людей в заблуждение, но по факту закон не нарушают.
Один из способов получения денег от ничего не подозревающих людей происходит с помощью обычных платежных квитанций. Вернее, они только с виду обычные, а на самом деле с «сюрпризом». Печатаются листовки, максимально похожие на квитанции оплаты коммунальных услуг – по размеру, шрифту, расположению текста, типу бумаги и т.д. Сумма указывается совсем не значительная – примерно до 80-100 российских рублей. Реквизиты на оплату, естественно, благотворительного фонда. Чтобы не нарушать закон, на квитанции пишется «к оплате не обязательно». Естественно, самым мелким шрифтом. Временные рамки оплаты указывать не желательно. Конечно, найдется немало людей, которые захотят подробно изучить данную квитанцию, и выяснят, что это всего лишь уловка компании, и бежать с этой бумажкой в кассу вовсе не обязательно. Но найдутся и те, которые бросят беглый взгляд на внешний вид квитанции и сумму в ней указанную, и бездумно пойдут платить якобы за «коммунальные услуги». А денежки эти уйдут прямиком на фондовый счет.
Является ли такой способ мошенничеством – вопрос спорный. Даже если фондом будут соблюдены все «правила», по которым они якобы не нарушают закон, все мы понимаем, что такой метод привлечения средств не является прозрачно честным. Другое дело, когда жителям города раздаются либо рассылаются по почте бумажки с просьбой пожертвовать произвольную сумму на благотворительную цель. Также указываются реквизиты оплаты, а вот сумму можно вписать любую, какую захочется. Плательщик такой квитанции не находится в заблуждении и ясно понимает, что его деньги пойдут на счет благотворительной организации и что он в праве просто проигнорировать эту бумажку и ему ничего за это не будет. Такой способ привлечения денег самый что ни на есть честный, жаль только, что большинство людей, получивших подобную квитанцию, просто выбрасывают её в урну.
Еще одно слабое место организаций помощи – это «откаты». Например, фонд решил помочь приюту или дому престарелых в покупке какого-то либо оборудования или мебели. Эти товары покупаются по более высокой цене, чем заявленная публично, а разница просто возвращается поставщиком или продавцом благотворительной компании в конверте.
Самые распространенные сейчас благотворительные фонды – это сбор денег на лечение людей с тяжелыми заболеваниями. Но заболевания бывают и неизлечимые. Если указать, что данный пациент имеет неизлечимое заболевание либо находится уже в запущенном состоянии, что у него нет никаких шансов на спасение (увы, но такое случается) – вряд ли много людей захотят пожертвовать деньги на его лечение. Разве что на то, чтобы облегчить его участь, но всё равно приговор «без шансов» не мотивирует людей переводить деньги на счет такого больного. Ведь ему они всё равно не помогут (как бы цинично это ни звучало). Поэтому такие службы никогда не указывают на своих сайтах и рекламных плакатах, что заболевание неизлечимо. Даже если это и так, они напишут что-то вроде «человек находится в тяжелом состоянии, требует сложного обследования и лечения». И у желающих помочь зарождается надежда на то, что именно его 100 рублей, пожертвованные на спасение жизни, окажутся решающими.
Когда деньги собираются на лечение детей, очень важным моментом является прикрепленная фотография ребенка. Вы не раз видели людей в метро, которые ходят по вагонам с призывами помочь малышу, больному раком или лейкемией. В руках у сотрудника фонда обязательно находится фотография ребенка, скорее всего, довольно жалостливая. Конечно, никакого мошенничества в этом нет только если ребенок и его болезнь настоящие. Но сам факт наличия фотографии – это уловка, заставляющая отдать свои 20-50 рублей даже тех людей, которые при других условиях этого бы не сделали. Особенно хорошо это влияет на женщин, у которых есть маленькие дети.
И еще один хитрый способ привлечения средств на благотворительность – это сотрудничество с различными ресурсами или даже создание своих коммерческих сервисов в сети. Пользователь Интернета решает воспользоваться каким-либо сервисом (это может быть онлайн-игра, программа, скачивание сериала или что-либо другое), а ему выпадает сообщение «Чтобы получить доступ к ресурсу, поучаствуйте в благотворительной акции», и далее описываются все требования и условия. Если человек жертвует какую-либо сумму, он свободно может пользоваться сервисом, за которым изначально и пришел. Это не вымогательство, так как пользователь сам принимает решение – жертвовать ему деньги или нет. Но в случае невыплаты пожертвования, в доступе к сервису ему будет отказано.
Сколько бы хитростей эти фонды не использовали, мы убеждены, что помогать людям можно и нужно честно. К сожалению, мошенники и псевдоблаготворители существенно подпортили репутацию настоящим благотворительным фондам. И теперь доверие у людей даже к честным организациям уже весьма сомнительное. Чтобы такую ситуацию в корне исправить, понадобится много времени. Остается только верить в то, что когда-то благотворительность в нашей стране будет ассоциироваться не с мошенниками, а с моральным долгом каждого человека помочь тем, кому повезло в этой жизни намного меньше, чем ему.