Даже в кризис коммерция бывает прибыльной. Импорт и экспорт не подойдут, как и работа в точках скопления людей. Стресс заставляет человека сбежать, защищаться или замереть на месте. Это триггеры. Можно производить защитные маски и антисептики, организовывать туры по РФ, доставлять продукты или заниматься репетиторством.
Видимо, кризисы и эпидемии начались еще до нашей эры. Не зря древнегреческий философ Сократ оставил нам мудрую поговорку: «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Вот и сейчас в мире бушует коронавирус, СМИ не успевают обновлять списки заразившихся, а население на волне паники сметает с полок супермаркетов все, что видит.
Люди с коммерческой жилкой чувствуют, что бизнес во время пандемии – возможность протестировать новые ниши и увидеть перспективы там, где другие не замечают. Как пошутил один знакомый автора: «Первые симптомы COVID-19 – хочется гречки и в туалет». Удовлетворением этих потребностей пусть занимаются другие, а мы расскажем о 9 неочевидных идеях.
Не все отрасли одинаково прибыльны в смутные времена. Определим стартовые параметры. Каким должен быть бизнес:
В условиях пандемии людей охватывает чувство тревоги, а иногда даже паники. В таком состоянии человек действует в трёх направлениях, в зависимости от склада характера:
И каждый из 3-х типов потребителей при наличии ограничений в свободе выбора предпочитает услугу, соответствующую его реакции на стресс. Задача – предложить именно то, что сейчас необходимо, опираясь на психологическое состояние клиента.
Одна из самых актуальных ниш в период пандемии. Медицинские защитные маски исчезли из аптек и розничных сетей в первую очередь. Создание бизнеса требует аренды помещения, закупки сырья, выплат заработка, установки оборудования, упаковки.
Рынок сбыта широк: от аптек до частных торговых точек. Сетевые, крупные интернет-магазины закупают маски партиями. Производство в России пока не широко распространено, лицензия не требуется. Для начала нужно получить сертификат соответствия качества. Также потребуется регистрационное удостоверение от Министерства Здравоохранения.
Антисептики бывают:
Чтобы не дать возбудителю инфекции проникнуть в организм во время пандемии, врачи рекомендуют использовать наружный антисептик. Идеально, если в составе средства будет 80 % этилового спирта. Также подходят составы с содержанием 45 % изопропила, гели с 85 % этанола и обычное мыло.
Производство организуется под контролем Минздрава, потребуется сертификат соответствия. Ниша погрязла в бюрократии, поэтому в России она не сильно развита, конкуренции почти нет.
Целевая аудитория – клиенты, которые решили бороться с происходящим, и те, что выбрали замереть. Бизнес для крупных городов, жители которых не находят времени на поиск и закупку товаров первой необходимости и длительного хранения. Услуга актуальна как в период подготовки к карантину, так и после его начала.
Суть: создать продуктово-вещевую корзину для тех, кто окажется заперт на 2 недели (сроки могут поменяться), доставить на дом покупателю. Набор содержит продукты длительного хранения (макароны, консервы, крупы, ультрапастеризованное молоко, бакалейные товары, сладости и пр.) и необходимые в хозяйстве вещи (туалетная бумага, мыло, стиральный порошок, шампунь, зубная паста и пр.).
Запас рассчитан на одного человека, меняется в зависимости от количества (и, что важно, возраста) членов семьи. Например, для младенцев добавляют банки с пюре и подгузники.
Ещё один вариант: заказ любого набора продуктов или лекарств, который совершают клиенты через сайт или удобное приложение. Нужны инвестиции: зарплата курьерам и оборудование для быстрой доставки (велосипеды, самокаты). Многие люди проявляют гражданскую сознательность и самоизолируются.
Служба доставки решит проблему с покупкой продуктов и лекарств для пожилых людей. Крупные фирмы в период пандемии не справляются с количеством заказов, клиентам приходится ждать около недели, что неудобно. Задача – сделать систему максимально простой, чтобы заказ поступал курьерам моментально. Для работы достаточно 1-2 сотрудников на район.
Бизнес во время пандемии в этой нише развивается не только для частных лиц, но и на уровне организаций, государственных компаний. Обычным гражданам предлагают дезинфекцию квартир, одежды, транспортных средств.
Варианты обслуживания для предприятий:
Ну и остаются актуальны стандартные способы уборки: клининговые компании, которые обработают помещение антисептиком. Для организации потребуется найм сотрудников, закупка чистящих средств, оплата персоналу, затраты на рекламу.
Детские образовательные учреждения перешли на режим свободного посещения. Многим семьям необходим человек, который присмотрит за детьми, пока те находятся дома.
Единственный нюанс: в качестве нянь рекомендуется нанимать молодых женщин (или мужчин), которые не входят в зону риска. Также этот бизнес даст временные рабочие места тем, кто на период карантина оказался без доходов или ищет дополнительный заработок. Вложения потребуются на поиск и найм персонала, рекламу.
Это направление найдёт клиентов среди тех, кого тянет убежать от вируса. Так как с пересечением границы, вероятно, будут проблемы, да и не все осмеливаются лететь в эпицентр эпидемии, есть вариант организовать досуг граждан внутри страны. Кроме стандартных маршрутов, предложить необычные тематические трипы (Камчатка, Ямал, Крым, Алтай, Байкал и пр.).
Для тех, кто готов к индивидуальной программе, но пока не в состоянии вложиться финансово, есть вариант организовать семейный поход в безопасный лес с палатками, с мастер-классом по розжигу костра и ловлей рыбы.
Потребуются: организация трансфера, жильё для туристов, оплата работы наёмных сотрудников, оборудование, реклама.
Первый вариант – для тех, кто не готов тратить своё время на поиск провизии и составление меню. Доставка включает в себя набор продуктов с рецептами, которые просто нужно собрать в готовое блюдо и запечь в духовке, на сковородке, в кастрюле. Клиенты экономят время, силы, им не надо думать, что будет на ужин.
Потребуются: продукты, оплата повару и курьерам, упаковка, аренда помещения. Также, как и в любом пищевом производстве, требуется соблюдение норм, наличие сертификатов качества, проверки всех контролирующих служб.
Для тех, кто умеет и любит готовить: организовать онлайн-вебинары по созданию необычных блюд из стандартных продуктов. Цену за курс назначить небольшую, в районе 200-300 рублей. Ориентирован мастер-класс на тех, кто закупился продуктами долгосрочного хранения и не собирается в ближайшее время тратить много денег на еду.
Поскольку большинство детей остаются на период пандемии дома, их необходимо чем-то занять. Репетиторы по языкам, математике, подготовке к ЕГЭ и даже по рисованию или лепке будут востребованы.
Этот бизнес направлен на клиентов, которые решили затаиться и контактировать с обществом по минимуму. Интернет-магазины продают одежду, детскую обувь, игрушки, косметику и многое другое. Дропшиппинг – это больше поиск покупателя. Реализацией занимается владелец товара.
Партнеров лучше искать среди соотечественников. Для интернет-магазина может понадобиться помещение под склад, если объемы продаж будут большие. Дропшиппинг организуют без хранилищ и трат на аренду.
Что продавать: одежду, обувь, детские товары, предметы гигиены, косметику и технику.
Любой бизнес в период пандемии предполагает быструю окупаемость, поскольку эпидемия скоро может завершиться. Выбор ниши зависит от местности, стартового капитала и потребностей клиентов.