В 2017 году кассовая техника с ЭКЛЗ стала недействительной. На смену старым кассовым аппаратам пришли онлайн-кассы, с фискальным накопителем, которые самостоятельно передают данные в ФНС в онлайн режиме. Онлайн-кассы в 2018 году начали использоваться подавляющим большинством предпринимателей и организаций. Купить онлайн-кассу стало важным не только для соблюдения закона 54-ФЗ, но для автоматизации торговли и предоставления услуг. В этой статье рассказываем, что нужно знать об онлайн-кассах в 2019 году.
54-ФЗ – основной закон для контроля бизнеса, который имеет дело с приемом наличных средств. Изменения этого закона напрямую повлияли на розничный бизнес, кафе и рестораны, аптеки, АЗС, юридические фирмы и компании по оказанию услуг.
Самое главное, что меняет этот закон – порядок взаимодействия бизнеса, который по роду своей деятельности принимает деньги от населения, с ФНС. Все формы взаимодействия с ведомством и отчетность переводятся в автоматический режим. Новые кассы, которые обязывает использовать законодательство, будут самостоятельно отправлять чеки в ФНС, в режиме «онлайн», исключая возможность «подкорректировать» данные в пользу предпринимателя.
Фискальный накопитель является надежной твердотельной микросхемой
Основная цель закона, о чем открыто заявляют чиновники, – сделать бизнес более прозрачным, увеличить налоговые поступления и снизить нагрузку на свое ведомство. Поэтому особое внимание в законе уделено автоматизации бизнес-процессов и онлайн-обмену информацией с ФНС.
Основные изменения:
Переход на новые правила торговли был постепенным и включал несколько этапов:
Работающие по новым правилам кассовые аппараты, зарегистрированные в ФНС, передают данные в налоговую следующим образом:
В случае поломки аппарата, ответственность за передачу фискальных данных в ФНС лежит на производителе онлайн-кассы.
Форма проверки подлинности чека на сайте ОФД
Он должен разобрать переданное по гарантии устройство, извлечь из него данные и отправить в налоговую. Поэтому перед тем, как купить онлайн-кассу, предприниматель должен убедиться в надежности производителя и предоставлении им всех гарантий по обслуживанию.
Принцип действия современных онлайн-касс отличается от предшественников, прежде всего, этапами обработки фискальной информации. Преимущества от нововведений получают все участники торговых операций: покупатели, предприниматели и налоговые инспекторы. Чтобы в полной мере оценить возможности обновленной ККТ, необходимо рассмотреть порядок её работы и схему взаимодействия между участниками процесса:
Схема взаимодействия онлайн-кассы с налоговой службой
Каждая продажа по онлайн-кассе четко прослеживается всеми её интересантами с помощью компьютерных технологий. В такой ситуации, страх перед штрафными санкциями за нарушение закона 54-ФЗ заставляет предпринимателей работать легально, обеспечивая покупателям их потребительские права, а налоговой – простоту мониторинга бизнеса.
Онлайн кассы с фискальным накопителем должны отправлять чеки в электронном виде не только в ФНС, но и конечному потребителю. Если речь идет НЕ о дистанционной торговле, то электронный чек нужно отправлять на электронный адрес или по СМС по требованию покупателя (и при наличии технической возможности). Бумажные чеки остаются пока обязательными для предпринимателей.
Если речь идет о дистанционной торговле, то продавец обязан отправить чек или БСО в электронной форме, а бумажные чеки и БСО выдавать не обязан.
Реквизиты кассового чека:
Право не использовать ККТ сохранено за следующими видами деятельности: продажа в киосках газет и журналов (не менее половины от оборота), продажа мороженого и безалкогольных напитков в розлив, живой рыбы и т.п.
Оказывать многие социально значимые услуги населению можно без онлайн-касс
Полный перечень занятий, при которых не потребуется онлайн-касса для ИП, указан в части 2 и 2.1 статьи 2 54-ФЗ. Это преимущественно низкорентабельные виды деятельности, при которых расходы на ККТ могут значительно ухудшить перспективы бизнеса.
С июля 2018 года потеряли право не использовать онлайн-кассу:
С июля 2019 года такая же участь постигнет:
Таким образом, даже самозанятые предприниматели должны будут купить онлайн-кассу и использовать её с середины 2018 года.
Вендинговому бизнесу удалось добиться для себя отсрочки по применению ККТ до 2020 года
Изменились правила торговли для ИП, оказывающих услуги. Такие компании могут вместо кассовых чеков выдавать бланки строгой отчетности (БСО) и это право за ними сохранится до июля 2019 года. Однако меняются требования к самим БСО.
Сейчас требования к БСО следующие: их нужно печатать либо в типографии, либо с помощью автоматизированных систем, в том числе на базе ККТ. С 1 июля 2018 года формировать бланки можно будет только одним единственным способом: с помощью «автоматизированной системы для бланков строгой отчетности». К этой системе будут предъявляться такие же требования, как и к ККТ с ФН. БСО станет разновидностью кассового чека.
В этой ситуации необходимо разбираться в причинах отсутствия интернета. Если его вообще нет в городе или поселке, что подтверждено соответствующим решением органа власти, тогда предприниматели должны выдавать чек онлайн-кассы, но не обязаны передавать сведения в ФНС. При этом необходимость использования ККТ сохраняется.
В законе 54-ФЗ детально описан алгоритм работы ККТ без интернета
Онлайн-кассы, согласно законодательства, переводятся в таком случае в специальный автономный режим, позволяющий работать бесконечно долго без блокирования накопителя. Но вся информация о продажах всё равно сохраняется на фискальный накопитель и может быть передана в налоговую при сдаче отчетности или при проверке.
Кроме того, вообще не применять ККТ могут предприниматели, живущие в труднодоступных местах. Перечень таких населенных пунктов должен быть утверждён местными властями. Но отсутствие ККТ в этом случае не освобождает предпринимателя от необходимости выдачи БСО по требованию покупателя.
В случае временного отсутствия интернета по техническим причинам, никаких проблем тоже возникнуть не должно. Ведь у всех бывают перебои с электричеством и связью. Но если такое случается регулярно, то лучше перестраховаться и запросить у энергоснабжающей компании, ЖЭКа или провайдера справку, подтверждающую причину работы онлайн-кассы без интернета.
Независимо от того, решите вы полностью поменять кассовую технику или доработать ту, которая есть, порядок действий будет следующий:
ШАГ 1: получить электронную цифровую подпись (ЭЦП)
Стоимость ЭЦП (или КЭП, что одно и тоже) фиксированная, составляет 1500 рублей в год и не зависит от количества кассовых аппаратов.
Где получить ЭЦП?
В удостоверяющим центре, аккредитованным Минкомсвязи или у представителей удостоверяющих центров, например, ЕКАМ.
Что нужно для получения ЭЦП?
Список документов определяется удостоверяющим центром. Как правило, достаточно паспорта и СНИЛС руководителя. Электронная подпись нужна для регистрации кассового аппарата в ФНС.
ШАГ 2: подключить онлайн-кассу в торговой точке к мобильному или проводному интернету
Функциональность кабинета ОФД позволяет быстро зарегистрировать онлайн-кассу в ФНС
ШАГ 3: поставить новый фискальный регистратор на учет в ФНС
Привлекать ЦТО и посещать налоговую для этой цели уже не требуется. Зарегистрировать кассу можно самостоятельно на сайте ФНС или воспользоваться услугой специализированной организации (например, ЕКАМ или ЦТО). Это преимущество, которое дает новое законодательство. Если есть ЭЦП, то регистрация на сайте ФНС занимает порядка 15-ти минут.
Что нужно для регистрации кассы на сайте ФНС?
ШАГ 4: подписать договор с ОФД
Чтобы подключится к ОФД, нужно его выбрать и заключить с ним договор на обработку фискальных данных. К этому моменту нужно:
Если подключаться к ОФД самостоятельно, то стоимость составит 3000 рублей в год.